В понедельник, 19 декабря, в Киеве без подписания соглашения об ассоциации завершился саммитУкраина-ЕС, а во вторник, 20 декабря, украинскому руководству пришлось ехать в Москву на юбилейный саммит.
Вряд ли кто сомневался, что украинский президент Виктор Янукович проигнорирует такую возможность напомнить о своей наибольшей проблеме - слишком высокой цене на российский газ, считает Альбий Шудря из украинской службы BBC.
Формально переговоры по газу выпало вести премьер-министру Николаю Азарову. Но перевесить всю черновую работу на руководителя правительства Виктор Януковичпросто не сможет/
В то же время Янукович не берется прогнозировать, чем закончатся украинские-российские газовые переговоры относительно цены.
«В каком состоянии сейчас находятся переговоры Украины и России? В тяжелом… Чем они закончатся, пока сказать сложно», — сказал президент на совместной пресс-конференции по итогам саммита Украина-ЕС в Киеве.
По словам Януковича, руководитель НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Бойко «если не ежедневно, то через день ездит в Москву на переговоры по газу».
Президент также с возмущением отметил, что несмотря на «харьковскую скидку 100 долларов», Украина продолжает платить достаточно высокую цену за российский газ.
Пока в Киеве украинское руководство принимало президента совета ЕС Герман ван Ромпея и президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, чтобы выслушать их советы относительно важности сохранения евроинтеграционного курса, в Москве именно в это время подписывали документы, которые еще четче очерчивали контуры будущего Единого экономического пространства, отмечает журналист ВВС.
В частности, президенты Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев поставили подписи под документом о создании Евразийской экономической комиссии. А ей отводят роль основного наднационального органа Евразийского экономического союза.
По замыслу российских властей, ЕЭП к 2015 году разрастется в Евразийский союз.
Россия, Казахстан и Беларусь продемонстрировали решимость относительно планов строительства нового объединения, которое возникает там, где некогда был Советский Союз.Тепер роль лидера и интегратора резервирует для себя Россия.
Украина давно посылали призывы присоединиться сначала в Таможенный союз, а затем присоединиться и к Евразийскому союзу, который претендует на такой же политический вес, как, скажем, Европейский союз. Но в рамках союза с постсоветскими странами Украине придется расстаться с иллюзиями о независимой от Москвы политике. А на Западе, где пройден трудный путь переговоров, надо будет объяснять, как продвижение в объединение на Востоке может быть совмещено с европейской перспективой.
Однако за вступление в Таможенный союз Украине обещали скидку на газ.
Дешевый газ нужен для химической и металлургической промышленности, которая принадлежит крупным собственникам. Развитие этих отраслей также дает шанс Виктору Януковичу, его правительству и политической силе говорить о росте ВВП страны, реализации планов по ее развитию. А дальше эти достижения, например, могут облегчить борьбу на парламентских выборах.
Украина и после избрания президентом Виктора Януковича говорит с Россией с позиций покупателя газа, а этот энергоресурс ежегодно дорожает.
На будущий год украинского правительства в проект бюджета пришлось заложить цену газа в 416 долларов.
Накануне саммита СНГ глава фракции партии регионов Александр Ефремов заявил, что «о цене второго варианта сейчас сложно говорить, она может колебаться, как мы понимаем, но это колебание должно происходить в размере 220-250 долларов».
Российскому руководству с учетом всплеска недовольства после спорных результатов выборов в Государственную Думу РФ нужны яркие достижения. Таким образом, согласие Украины на вступление в начатые евразийские проекты может быть той ценой, за которую Украине сбросят цену на газ.
Газотранспортная система тоже остается темой для переговоров. Но Россия открыла для себя дополнительное поле для маневра, пустив газ через газопровод Северный поток.
Хотя, украинская газотранспортная система для России, как говорят эксперты, остается все еще привлекательной. Но тенденция на снижение объемов транзита газа через Украину — это та реальность, которая все больше и больше беспокоит украинскую сторону и может подтолкнуть к рискованным действиям на двусторонних переговорах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий